Приказано сдать!

Коллекционеры радио "доинтернетной эпохи" - люди интересные.   Счастлив тот, кто застал их  на своем пути. Эти люди вобрали в себя несколько десятилетий "чистого" послевоенного  радио,  причем многие из них отчетливо помнят как  довоенное радиовещание, так  и лихолетье Великой Отечественной. Отзвуки этого лихолетья  словно хронометр  в практике собирателя ламповой радиоаппаратуры:  этот хронометр четко отбивает  модели и модификации, годы и серийные номера. А с ними  и судьбы людей.

Звонит дедушка из Харькова.

- Вы коллекционируете старые радиоприемники?

- Да, - отвечаю.

- Предлагаю поехать к  моему другу.  Ему нужно помочь взобраться на чердак,..

Я  не совсем понимаю суть просьбы. Но дедушка интригует:

- Вы же коллекционируете старые радиоприемники? Так поехали, возможно это вам будет интересно.

Кто из коллекционеров не  наслышан о  магических чердаках и антресолях старых домов...  В них  не только пыль  поколений. В них иногда ждут своего часа истинные шедевры. Быстро соображаю, записываю адрес дедушки и  выезжаю.

В самом центре Харькова, на Рымарской, поднимаемся в квартиру на третий этаж. В прихожей нас встречает  сухой старичок в десантном берете, болоньевом  плаще шестидесятых годов и неестественно выпирающих огромных кроссовках, натянутых на босую ногу.

- Василий Петрович, - представляется он, перекладывая  походный топорик в левую руку и протягивая нам правую.

Заметив,  как я разглядываю его "карнавал", ухмыляется:

- Кроссовки у  внука занял.  Вот вам еще инструмент, и пошли за мной...

Дверь на чердак  открыта. Василий Петрович шустро ныряет между пыльными стропилами, мы -  за ним.   Старательно обходя перегородки, битый шифер, какие-то банки  и тряпье, дед подводит нас к громадной кирпичной стене. Которая во втором приближении  оказалась  дореволюционным дымоходом. Поднимая кроссовками пыль, он делает несколько шагов к стропилам, выглядывает в  слуховое окно. Из него не видно ни машин, ни броских вывесок - только крыши старого города. Подходит к дымоходу, считает ряды кирпичей. Слева-направо, потом снизу вверх, потом опять считает, что-то прокручивая  в уме:

 - Вот здесь, -  показывает на  выступающий ряд.

Кладка  на глине. На той самой, которая  выступает на берегах Лопани. Эта зеленая глина, если посмотреть или подсветить - совсем не похожа на прочный известковый раствор дореволюционного дымохода. Лезвие топора легко находит  щель, а  дальше - дело техники.  Я выковыриваю кирпичи, мои спутники  сбивают с них глину и бережно складывают рядом.  За стеной -  пустота.  В  ней что-то красное. Рушим стену дальше и вынимаем ящик чуть более полуметра высотой.   Дедушка разворачивать не велит.  Он заглядывает  в амбразуру,  светит в нее фонариком, затем     громко чихает и  направляется к выходу.   Мы со свертком за ним.

На  предчердачной площадке светло и тихо. Остсанавливаемся. Василий Петрович  достает нож, и  осторожно разрезает красную клеенку. За  ней  выступает какое-то одеяло, потом опять клеенка...  Сверху показывается деревянная полированная доска. Раздеваем находку до конца, и перед нами  предстает   СВД-9. Дедушка   внимательно изнутри разглядывает приемник, вынимая мятый  почтовый конверт. Его молча  кладет в карман болоньевого плаща и командует:

- Пошли в дом.

На кухне разворачивает конверт, вынимает лист бумаги и читает.  Его лицо выражает трогательные эмоции, он стискивает губы и прячет от нас слегка поблестевшие глаза.  Затем прячет конверт в кухонный стол, и рассказывает.

В конце июля или начале августа  1941 года, перед тем как уйти на фронт, отец  готовил семью к эвакуации.  Паковалось самое необходимое. Даже любимый велосипед пришлось оставить на присмотр соседям. Приемник отец также куда-то отнес.  Потом  было прощание, долгие годы в эвакуации и возвращение домой. Велосипед исчез,  квартиру пришлось осваивать в этом же  доме на Рымарской, но   этажом выше. Прежняя  квартира была  кем-то занята.  Может и не заняли бы их квартиру, если бы...

Если бы отец  вернулся с фронта.  Он погиб под Будапештом.  А кому нужна чужая судьба, если у всех судьбы искалечены.

Перебирая бумаги отца, уже став дедом, Василий Петрович  обратил внимание на пожелтевшую бумажку. Это была  квитанция о сдаче радиоприемника на хранение  согласнопостановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г.    "О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств".  На  квитанции написано: сдан радиоприемник самодельный СВД. А  на обороте    какие-то загадочные цифры, написанные рукой отца.  Позже  он обнаружил эти цифры на другом рисунке в архиве отца, и этот рисунок предваряла надпись "СВД здесь". Василий Петрович точно помнил, что у них был радиоприемник СВД-9, и что  отец отнес его на пункт сдачи, но вот  квитанция сбивала с  толку. Где написано "самодельный СВД".  У них то был заводской !  Он точно помнит, с каким трудом его отец покупал, и как гордился приемником перед соседями. Василий Петрович  вряд ли знал  в детсове, и вряд ли знает сейчас, что  СВД-9  был лучшим  вещательным радиоприемником. Но он точно знал: их приемник был гордостью  всего дома. Когда   по праздникам  отец выставлял приемник в окно,  то звуки мелодий  разливались не только по Рымарской, они    доходили до Сумской,  и даже до Благовещенского базара. Последнее Василий Петрович  точно помнит, они ведь пацанами бегали туда,  за речку проверять -  доколь слышно...

И вот, спустя многие годы, он  нашел разгадку. Товарищ отца работал директором Дворца пионеров, а в дворце был радиокружок.  И когда  в начале войны вышел приказ о сдаче радиоприемников,   было решено произвести подмену. Коль в регистрационных документах значился приемник СВД-9, то отец  должен был сдать именно эту марку. Решили с заводского приемника снять бирку с номером, и прибить ее  к какой-то самоделке.  А чтобы  не нарваться на знающего  приемщика, в квитанции вместо цифры  9 указали "самодельный".   Самоделок в то время было очень много, они никого не удивляли.

Так на склад ушел ящик  с набором ламп, а семейный радиоприемник будущий фронтовик замуровал в ту самую стену, ставшую приставкой к дореволюционному дымоходу.  И  стояла бы в нем до сих пор "девятка", если бы  не многолетние размышления и,  как результат - окончательная расшифровка Василием Петровичем записей  отца. С цифрами   рядов кирпичей и рисунками, а уж где он мог эти ряды выложить - долго думать не пришлось. Весь подвал их дома  был занят под бомбоубежище, в квартире никаких работ не проводилось, стало быть - только чердак.

Вот этот приемник в моей коллекции.


 

Автор: Валерий Миргородский, русский ретрорадиоклуб.

Продолжение следует.

Ссылки на ютьюб по этому приемнику:

https://www.youtube.com/watch?v=rroIRy3RqAk

https://www.youtube.com/watch?v=8V9iN1o5lGc

https://www.youtube.com/watch?v=6tCnrcRVL8M