Знаменитый ТОРН

.

TORNE.B легендарный радиоприемник Вермахта

Валерий Миргородский

Разработка фирмы Tеlefunken. Начало выпуска - 1936 год.  Производился  вплоть до конца войны. Сначала в Берлине (индекс BOU), затем  на подземном заводе в Тюрингии (индекс TAB). Блок схема: четырехламповый приемник прямого усиления с регенеративным детектором.  Восемь поддиапазонов   имеют следующий расклад: 97-177 / 174-314 / 304-558 / 540-990 / 955-1740 / 1674-3075 / 2920-4820 / 4360-7095  килоциклов.

Точное названиеTornister-Empfänger b ("Berta"). Первое слово переводится как "ранец, рюкзак".  В Сети много снимков немецких солдат с этими самыми "рокзаками" за плечами.

Радиоприемник использовался в низовых звеньях Вермахта.

 

Перед войной немецкая радиопромышленность достигла  поистине мировой вершины в производстве средств связи, обогнав по принципиальным конструкторским решениям ведущих американских производителей. Гитлер, в отличие от Рузвельта, готовился к войне. В то время как в США  в начальный период  Второй мировой использовали  коммерческие разработки, предназначенные для радиолюбителей. Таковыми были "три кита" американского радиопрома: Супер Про (SP-200 и его модификации) от фирмы Hammarlund; AR-88 от фирмы  RCA и чуть позже  SX-28 от   Hallicrafters.  Советские раpработки основывались на американских технологиях, и это было оправдано. В сравнении с германскими образцами америкаснкие были куда проще и ремонтопригоднее, к тому же в СССР был налажено производство американских радиоламп, тогда как чисто военные разработки  Германии в разработке электровакуумных приборов не оставляли нам никакого шанса для  копирования.

Но немецкие разработки были не только сложны в копировании, содержали редкие на тот момент материалы и технологии. Они были "заточены" под войну, в то время как американские радиоприемники изначально  предназначались для радиолюбителей.

Практически все немецкие радиоприемники  "военного поколения"  были пересчитаны, а новые разработки переведены на радиолампы  единого   типа. Основных типов радиоламп в приемниках было два, и они отличались   напряжением накала. Батарейные имели накал два вольта, стационарные - двенадцать.  Как, впрочем, и в  СССР после войны, когда широко использовались двухвольтовые 2ж27л и 12ж1л. Но было это уже после войны,  в 1948-м году, и  ушло на разработку и выпуск этих ламп  минимум - два года..

 

TORN.E.B, как сказано выше, увидел свет  в 1936-м. Ноуже на тот момент приемник имеет ряд  принципиальных решений, выделявших всю радиопромышленность Германии на фоне мировых производителей "военки". Первое - использование переключателя диапазонов  барабанного типа. Второе решение - объемная модульная  конструкция.  В то время как американцы повсеместно использовали в ПД "шашлык", а монтаж осущствялли в "корыте". Советские конструкторы перешли на выпуск радиоприемников подобного типа  не ранее 1949 года,  а массово - гораздо позже.. Это  Р-253 и Р-311, семейства "харьковских Кельнов"   Р-251, Р-252, Р-310 и, частично -  радиоприемника Крот (самый ранний из пройессиональных), где  монтажные решения еще американские, но переключатель диапазонов уже барабанного типа. То есть - по природе немецкий.

 

Многие задаются вопросом: насколько было оправдано применение в Вермахте приемников прямого усиления в годы войны, когда радиотехнологии оберели практически законченный смысл и конструктив? Дело в том, что  среди генералитета нацистской Германии вплоть до конца войны не было единого решения: что лучше: супер или прямое усиление.  Немцы были щепетильны, их спецслужбы  обладали довольно качественной аппаратурой слежения, и даже Гестапо  контролировало прием населением вещательных станций... по частоте гетеродина. Слушает обыватель радио Москвы или Лондона, а за стенкой гестаповец с частотомером сигнал гетеродина ловит да к вещательной сетке прикладывает. Вычитая (или прибавляя 470 килогерц, в зависимости от модели приемника "врагов Рейха) ...

На фронте, особенно в ближней зоне, немцы учитывали и этот фактор, хотя он  основан скорее на эмпирике, нежели на реальном вреде утечки информации.  Скорее, немцы не желали класть яйца в одну корзину. Сохранив  массовый выпуск приемников прямого усиления, где шедевром был конечно же, не ТОРН а Лоренц с шестьюконтурнным входом по радиочастоте, немецкие конструкторы освободили производителей от заморочек с банальными суперами, дав  возможность разработки истинных шедевров, таких как    Е52 "Кельн".

Радиоприемников TORN.E.B сохранилось довольно много. Их не спешили "осваивать" в советских радиоклубах, они  к периоду расцвета радиолюбительства морально устарели, требовали редких ламп и довольно качественного питания.  Да и диапазон Торна невелик - он даже не перекрывает   радиолюбительский участок 7 мГц.  На него плохо слушать однополосный сигнал без переделки, а   полоса для телеграфа несколько широка.

Торн сегодня годится исключительно для коллекций и редкого, "мемориального" прослушивания. Звучит настроенный приемник при согласованной нагрузке по НЧ  прекрасно, как и должен звучать приемник прямого усиления.  Еще лет семь назад на  европейских аукционах его можно было купить за 150-250 Евро. Сейчас цены на этот аппарат в три, а то и все пять раз выше. Несмотря на кризис и практически нулевой интерес к  аппаратуре того периода, произведенной в США или СССР.  Это если учесть среднее состояние Торна.  Приемник же в полном "боевом", то есть - со штатными батареями, в  двух ящиках (обязательно с крышками и ремнями), наушниками и др. аксессуарами  будет стоить дороже  самого крутого в  помыслах среднего радиолюбителя  буржуйского трансивера. Но я за все годы коллекционирования ни одного такого ТОРНа не ебее  не встречал.  Но даже если кто встретит, и кому не жалко будет за него вывалить около 2500-3000 Евро - тот не прогадает. Ибо по запчастям собрать Торн для коллекции гораздо сложнее и дороже.

 

Валерий Миргородский, Русский ретрорадиоклуб.

Текст и снимки специально для Радиволны.